Фэндом

Здесь пока не готовая статья, а сборник информации из разных источников. Переработаем позже.

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, - везде окончательным фактом является мышечное движение» (Сеченов - 1863 г.).Значит, психомоторика - это координация (движения, действия, мысли), порождающая соответствующую психическую реакцию, и наоборот - душевное действие (эмоциональное, волевое, интеллектуальное), воплощенное в живом движении.Значит - сочетание, совместная работа и взаимное порождение двух свойств: психики и моторики.

Акимов, Клименко «О мальчике, который умел летать, или путь к свободе».

Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах.(К.К. Платонов)

М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкий (1930) выделили следующие компоненты психомоторики:

  1. Экстрапирамидные: тонус; смена иннервации и денервации; темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные движения.
  2. Пирамидные: сила, энергия движений; отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий). Отчетливость зависит также от согласованности всех систем.
  3. Церебеллярные кортикоцеребеллярные компоненты: равновесие, соразмернность движений; координация движений.
  4. Фронтальные: двигательная активность, определяющая установку, перемену установки и последовательность движений; способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы); способность к одновременному движению; вторичные автоматизмы.

Развитие понятия "психомоторика" в русской психологии связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

   Выявилась психодиагностическая значимость показателей психомоторики, которые могут быть определены в различных проявлениях двигательной активности человека как субъекта деятельности.

   В моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается практически вся его характеристика и как индивида, и как субъекта деятельности при всей его неповторимой индивидуальности.

   Ананьев выделил четыре уровня активности:

  1.    уровень челостной деятельности как исторически сложившейся

системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества;

  1.    уровень отдельного акта деятельности (действия);
  2.    уровень макродвижений, из которых строятся действия;
  3.    уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.

   Крылов, Головей, Розе:

  •    деятельность,
  •    действия,
  •    произвольные реакции,
  •    движения.

   По Бернштейну, действия - цепочки движений, объединенных задачей. Произвольная реакция по заданной инструкции развертывается во времени как процесс взаимодействия различных функциональных систем, обеспечивающих отражение реальной ситуации и воздействие на нее. Схема этого процесса может быть представлена следующим образом:

   - воздействие стимула на рецептор, которое вызывает формирование нервного сигнала,

   - передача нервного сигнала в корковые центры анализатора

   - оценка ситуации и принятие решения, передача команд двигательным центрам коры

   - передача нервного сигнала мышцам и - как результат всего процесса - собственно движение.

   Действие - относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи.

Также на Фэндоме

Случайная вики